(044) 581 11 33         

(095) 286 40 58  

Самое главное о медреформе: 5 основных плюсов и 5 минусов

     

 

1497885861Парламент создал рабочую группу по доработке законопроекта «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств» №6327

Члены парламентского Комитета по вопросам здравоохранения сформировали рабочую группу в составе 10 депутатов по доработке правительственного законопроекта ко второму чтению. Об этом рассказал заместитель министра здравоохранения  Павел Ковтонюк по итогам заседания профильного комитета.

«Сделан шаг вперед к реформе. Комитет по здравоохранению создал рабочую группу по доработке законопроекта №6327 ко второму чтению. Такой формат помогает сделать работу над законопроектом открытой, динамичной и организованной », – отметил замминистра.

Согласно регламенту, до 22 июня народные избранники могли предоставлять свои предложения к законопроекту, после чего рабочая группа сформирует перечень предлагаемых поправок, а комитет примет решение и подготовит сравнительную таблицу к голосованию.

Ожидаемые даты голосования проекта №6327 во втором чтении – 11 или 13 июля.

Напомним, в рабочую группу вошли народные депутаты Алексей Кириченко (СПЧ), Андрей Шипко («Возрождение»), Татьяна Донец («Народный фронт»), Ирина Сисоенко («Самопомощь»), Оксана Корчинская (СПЧ), Ольга Богомолец (БПП), Олег Мусий (внефракционный), Александр Биловол («Возрождение»), Константин Ярынич (БПП) и Сергей Березенко (БПП). Сопредседатели группы – Ольга Богомолец и Сергей Березенко. Участвовать в разработке законопроекта могут и другие депутаты и эксперты в качестве приглашенных.

Все, что каждый должен знать о преобразовании в одной из важнейших отраслей

Реформа предусматривает изменения в первом - диагностике, создании института семейного врача, неотложной скорой помощи - и втором - стационарном лечении - уровнях медицинской помощи. Третий уровень - высокоспециализированные больницы, центры и институты - реформа пока затрагивать не будет. Они сейчас работают на относительно приемлемом уровне и решают большинство потребностей пациентов. По информации Mind, в Кабмине также пока отказались от идеи обязательной страховой медицины - бремя ляжет на бизнес, из-за повышения ставок ЕСВ. Авторы реформы убеждены, что бизнес пока не готов нести дополнительные расходы.

Какие основные плюсы и минусы медреформы, что обсуждается? Здесь, в одном месте собрано все, что каждому нужно знать об изменениях в одной из важнейших отраслей.

Плюсы

Финансирования потребностей пациентов вместо финансирования койко-мест

Переход на принцип « деньги ходят за пациентом » закреплен в проекте Закона №6327который 8 июня в первом чтении приняла Верховная Рада. Сейчас распределение бюджетного финансирования происходит по принципу направления денег на медучреждение. В расчет берется статистика по количеству и занятостью больничных коек.

Количество заключенных с пациентами договоров будут влияять на объем средств, которие врач получит от государства.

Реимбурсация - честная сооплата, сокращение доли неформальных платежей врачам

Весь спектр медицинских услуг будет четко поделен на уровни: первичная медицинская помощь, вторичная (специализированная), высокоспециализированная медицинская помощь, а также экстренная и паллиативная. И все они попадают в три группы. Первая - та, по которой государство полностью покрывать необходимое лечение. Это касается первичной, экстренной и паллиативной помощи. Гарантии государства по оплате этих видов помощи будут подкреплены списком медуслуг и медикаментов, должен утвердить Кабмин. Именно этот список ляжет в основу распределения по конкретным адресатам тех средств, которые выделяются на медицину.

Что именно относится к этим видам помощи? Первичная помощь - это практически все услуги, которые сегодня пациент получает в поликлинике или в фельдшерском пункте – будет покрывать до 80% всех обращений пациентов.

Экстренная - обращение по скорой, все виды неотложной и реанимационной помощи, которые не являются плановыми. Сюда относятся, например, инфаркты и инсульты.

Паллиативная помощь - уход за тяжелобольными.

Ко второй группе попадет специализированная и высокоспециализированная помощь - стационарное лечение и плановые операции, здесь вводится принцип сооплаты. Это означает, что государство покроет какую-то часть лечения, а часть должен будет оплатить пациент - за счет собственных средств или страховых платежей.

Усиления института «семейного доктора», акцент на профилактику

В Минздраве считают, что для Украины может быть полезной практика других стран, что имеют сильный институт « семейных докторов » Например, у США на этом уровне предоставляется 80% всех медуслуг, а в Украине пока – только 20%. Поэтому, важным условием реформы есть истотное усиление медицинской помощи первичной отросли.

« Этот врач будет знать своего пациента, будет вести и разбираться в его истории болезни» - говорит Ульяна Супрун. Все направления к нужному доктору - терапевт это или травматолог, будут проходить только через семейного врача. Кстати, о поисках семейного врача стоит задуматься уже сейчас: ожидается, что эта система заработает уже с начала следующего года.

Переход на международные протоколы лечения, стандартизация.

Одно из нововведений в рамках реформы, которое утверждено указом Минздрава №1422 29 декабря 2016 года. Суть в том, что медикам теперь разрешается использовать в своей практике международные протоколы лечения – без адаптации, которую раньше они должны были проходить в Украине и даже без перевода. Для хорошего грамотного доктора это – как глоток свежего воздуха, отмечают специалисты. До сих пор они были вынуждены идти на нарушение клинических протоколов, которые иногда содержат не только элементы бездоказательной медицины и средневековых предрассудков, но и коррупционной составляющей

Автономизация медицинских учреждений

В начале апреля парламент принял Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства по вопросам деятельности учреждений здравоохранения» (регистрационный №2309а-д), или закон «об автономизации медучреждений».

Следствием станет превращение больниц из бюджетных организаций на коммунальные предприятия, также документ обеспечивает переход больниц на договорную основу во взаимоотношениях с пациентами. «Этот нормативный акт позволит больницам развиваться», - говорит председатель парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец.

Минусы

Оптимизация количества больниц - госпитальные округа

Смещение акцента в распределении средств по инфраструктуре (больниц) на пациента, а также усиления звена «первичной помощи» и рост количества семейных врачей предусматривает, что какая-то часть медучреждений станет лишней.

С одной стороны, это означает, что объем бюджетных средств, который будет направлен на остальные больницы, увеличится. Это позволит улучшить их материально-техническое обеспечение. С другой стороны - граждане и врачи боятся того, что некоторые больницы закроют, а альтернативные пункты первичной помощи так и не появятся. Особенно риск остаться без доступной медицинской помощи волнует жителей сельской местности.

Будут ли действительно закрывать больницы? Пока точно не известно, хотя сторонники реформы по модели Минздрава говорят о том, что речь идет скорее о перепрофилировании. С целью оптимизации больничного фонда создаваться госпитальные округа. Суть и порядок изложенные в постановлении Кабмина №932 от 30 ноября 2016 года. Госпитальный округ (ГО) - это инструмент сотрудничества общин, объясняют в Минздраве, все решения в их рамках будут приниматься исключительно местными общинами.

Нарушение положения статьи Конституции Украины

Формулировка статьи 49 основного Закона Украины о праве каждого на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование - одна из самых жестких (по объему обязательств, взяло на себя государство) среди всех Конституций стран СНГ и Восточной Европы. В ней не только написано, что «охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ», а также «государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медобслуживание».

Нужно ли для реформы изменение норм Конституции? Нет, в том числе потому, что в нынешней конфигурации парламента это сделать практически невозможно. Но юристы отмечают, что нельзя не согласиться с тем, что реформа нарушает Конституцию. «Все, кто когда-либо пытался реформировать украинскую медицину, упирались в 49-ю статью, и она их останавливала», - отмечает партнер ЮФ Marchenko Danevych, сопредседатель комитета по вопросам здравоохранения Американской торговой палаты в Украине Борис Даневич.

И это, казалось бы, неизбежно. Однако можно посмотреть и под другим углом. «Нарушение только этого одного положения всех останавливает, тогда как никого не останавливает тот факт, что без реформы нарушаются все остальные положения этой же статьи. Ведь они предусматривают целый ряд прав и гарантий по обязательствам государства в сфере здравоохранения, сейчас систематически нарушаются », - говорит Даневич.

Непонятный механизм распределения сооплаты и формирования тарифов

Покрытие государством гарантированного пакета медицинской помощи предусматривает утверждение детального перечня медикаментов и услуг, которые будут оплачены из госбюджета. Этот перечень будет ежегодно разрабатывать Национальная служба здоровья, согласовывать с Минздрав и утверждать Кабмин. Он будет разрабатывать тарифы сооплаты, согласно которым врачи и медицинские учреждения получат компенсацию от государства за второй и третий уровни помощи. Тарифы для реимбурсации могут меняться каждый год.

Негативный опыт пилотных проектов по внедрению реимбурсации и «семейной медицины»

Многие из положений нынешней реформы - далеко не новшество. «Внедрять те или иные новые модели в области здравоохранения пытаются уже много лет», - напоминает Игорь Яковенко. И опыт некоторых из них может говорить о том, что Украина пока не готова к решительным шагам. Так, в 2012-2013 годах на базе Киева, Винницкой, Донецкой и Днепропетровской областей проводился пилотный проект по отделению первичного звена медицинской помощи. Было увеличено финансирование для него, проведения переквалификацию врачей на врачей «семейной медицины» путем обучения на краткосрочных курсах. Расширили сеть амбулаторий первичной помощи, врачам вручили сумки семейных врачей.

Однако эксперимент был вскоре прекращен, а его результаты признаны неудовлетворительными, следует из отчета о проекте Института экономических исследований и политических консультаций. «План и цели реформирования не были четко донесены до врачей и пациентов, не было учтено структуру сети учреждений и их потребности в финансировании», - отмечает автор исследования, аналитик института Александра Бетлий.

Недостаточная мотивация к изменениям для врачей

Главным двигателем реформы в медицине должны стать сами медработники: на них ложится наиболее значительное бремя преобразований. Однако именно это звено демонстрирует максимальный саботаж и сопротивление и является источником критики. Почему? Механизмы реформы не предлагают им достаточную мотивацию для изменения образа жизни и работы, или же они его там не видят.

 

А теперь осталось дело за «малым» - реализовать эти привлекательные цифры в противоречивых украинских реалиях.

 

Джерело: http://www.moz.gov.ua/ua/portal/pre_20170621_a.html

                     https://mind.kiev.ua/publications/20173312-najgolovnishe-pro-medreformu-5-osnovnih-plyusiv-ta-5-minusiv

Дата: 22 июня 2017г